Светофильтры

Для каких бы целей ни приобретался пленочный фотоаппарат, во всех случаях рекомендуется иметь к нему набор светофильтров. Такой набор часто необходим при натурной и при портретной фотосъемке, а также при выполнении репродукционных и многих других фоторабот.

Светофильтром вообще называется прозрачная окрашенная среда, избирательно поглощающая свет, то есть пропускающая сквозь себя лучи определенной зоны спектра (определенных цветов). Съемочные светофильтры бывают разных цветов: желтые, оранжевые, красные и другие. Способ пользования ими несложен: они надеваются своей оправой на объектив фотоаппарата. Но для того, чтобы разобраться в вопросе, когда и какой светофильтр следует применить, необходимо ознакомиться с действием светофильтров и с теми эффектами, какие можно получить с их помощью.

Не все цветные излучения одинаково действуют на светочувствительные слои фотографических материалов. Наиболее сильное действие оказывают лучи сине-фиолетовой зоны спектра, лучи же красно-оранжевой зоны оказывают на эти слои слабое действие. Вследствие этого предметы, окрашенные в синие цвета, часто получаются на готовом фотоснимке светлее, чем оранжевые, что, конечно, не соответствует восприятию яркостей этих цветов человеческим глазом. Наиболее яркими для нас являются желтые лучи, между тем во многих случаях желтые предметы получаются на снимках далеко не такими яркими, какими мы их видим в натуре. Наряду с этим голубые, синие и фиолетовые предметы получаются слишком светлыми.

Дневной свет содержит в своем составе большое количество синих лучей, поэтому часто голубые и белые предметы получаются на снимках одинаково светлыми. Этим, в частности, объясняется то, что белые облака иногда сливаются на снимке с голубым небом и становятся незаметными. Одновременно нарушается тональная передача и всех других цветов: красные цвета получаются слишком темными и сливаются с черным цветом и т. д.

Устранение этих недостатков светочувствительных слоев возможно с помощью светофильтров. Чаще всего применяются желтые светофильтры разных плотностей. Действие их состоит в том, что они частично поглощают синие и фиолетовые лучи, но беспрепятственно пропускают желтые, оранжевые и красные и тем самым уравнивают их действие с действием синих и фиолетовых. С помощью таких светофильтров можно получить на снимке правильную тональную передачу цветов. При использовании плотных желтых, а тем более оранжевых и красных светофильтров, можно переисправить тональную передачу, то есть получить обратное искажение цветов и добиться самых разнообразных эффектов. Так, например, фотографируя в ясный солнечный день пейзаж с белыми облаками, можно получить на снимке эффект надвигающейся грозы или бури; небо на таком снимке получится очень темным, а белые облака превратятся в тяжелые грозовые тучи. Фотографируя днем, можно создать эффект ночи и т. д.

Но для получения тех или иных эффектов надо уметь пользоваться светофильтрами, научиться правильно подбирать их в зависимости от поставленной задачи. При этом не следует забывать, что действие светофильтра зависит еще от спектральной (цветовой) чувствительности пленок и от спектрального состава света, при котором производится съемка.

Перед Второй мировой войной большое внимание уделялось применению светофильтров в аэрофотографии для улучшения дешифрирования аэрофотоснимков и борьбы с атмосферной дымкой. Результаты работ В. А. Фаас обобщил в своей монографии (1936). Важное значение получила в годы после второй мировой войны так называемая спектрозональная фотография. Её физический аспект заключается в одновременном получении нескольких снимков в различных участках спектра. Путем сопоставления таких снимков оказывается возможным выявлять или уточнять детали, различимые только в отдельных спектральных зонах. Это связано с различием спектральной отражательной способности отдельных элементов земной поверхности. Начало этому виду фотографии положил в 1909—1911 годы Г. А. Тихов, проводивший раздельное фотографирование Марса и Сатурна в двух спектральных зонах и получивший затем их двухцветные изображения субтрактивным способом. Позднее (1955) этот метод усовершенствовал А. Н. Иорданский в интересах гражданской аэрофотографии. Для рационального подбора спектральных зон при спектрозональных аэросъемках значительную вспомогательную роль сыграли исследования центральной отражательной способности природных образований, проводившиеся Е. Л. Криновым, результаты которых были обобщены им в обстоятельной монографии (1947).

Для спектрозонального фотографирования можно было применять как черно-белые, так и особые многослойные фотоматериалы. В первом случае фотосъемку проводят синхронно через специально подобранные светофильтры, выделяющие определенные зоны спектра; во втором — используют специальные фотоматериалы, сразу фиксирующие спектральное различие отдельных элементов. Есть несколько сортов спектрозональной пленки, причем двухслойные находили наибольшее применение. Они отличаются зонами спектральной светочувствительности элементарных слоев и цветовыми компонентами, создающими в процессе проявления определенные цвета. В результате получаются изображения, хотя и с искаженной цветопередачей, но отличающиеся более отчетливо воспринимаемым цветным контрастом различных деталей объекта. Отдельные сорта спектрозональной пленки предназначены для съемок объектов определенного спектрального характера. В основном спектрозональный метод находил применение в аэрофотографии, но его можно было с успехом использовать и в других областях научной фотографии. Например, в микрофотографии.

Информация по теме: поляризационные светофильтры.