Центральные и шторные затворы часть 1

Почти все советские фотоаппараты к семидесятым годам были снабжены специальным механизмом — затвором, с помощью которого можно открыть объектив на очень малое и точное время. Это время называется выдержкой. Именно для съемки с короткими выдержками в основном и предназначены затворы. Фотографические затворы бывают разных типов и конструкций, но наиболее распространены два типа затворов: центральные и шторно-щелевые, называемые иногда просто шторными.

Центральные затворы составляют как бы одно целое с объективом и служат для него оправой. Они имеют форму круглой коробки (корпуса), внутри которой находится механизм затвора и тонкие металлические створки, закрывающие объектив (картинка). Створки эти обычно расположены между линзами объектива, вблизи диафрагмы, но могут быть расположены и позади объектива. Число створок в различных затворах различное. Расходясь в стороны, створки открывают объектив от его центра к краям, а затем, при обратном движении, закрывают объектив от краев к центру.

Центральный затвор
Схема действия центрального затвора
Закрыт/Открыт

Отсюда эти затворы и получили название центральных. Шторные затворы отличаются от центральных тем, что за заслоняющей свет частью этих затворов являются не створки, а светонепроницаемая шторка, расположенная перед кадровым окном аппарата, то есть вблизи пленки.

Обычно шторка изготовляется из черной шелковой прорезиненной ткани, но встречаются затворы с металлической шторкой. Указанная выше конструктивная разница между центральными и шторными затворами приводит к принципиальному различию в действии затворов и состоит в том, что при съемке с помощью центральных затворов вся поверхность пленки от момента начала открытия створок и до момента их полного закрытия освещается одновременно, а в шторных затворах освещение одного края пленки происходит раньше, чем противоположного ее края, что играет роль при съемке движущихся объектов.

Дело в том, что в центральных затворах выдержка определяется временем, протекающим с момента начала открытия створок и до момента их полного закрытия. Таким образом, если установить затвор на выдержку, допустим, 1/100 сек., то вся поверхность пленки будет освещаться в течение 1/100 сек. Если такой выдержки достаточно для того, чтобы изображение движущегося объекта получилось на снимке резким (не смазанным), то оно будет не только резким, но и геометрически подобным объекту.

В шторном затворе, установленном на такую же выдержку, каждый участок пленки будет освещен в течение 1/100 сек., но движение самой шторки, вернее ее щели, вдоль кадра длится дольше. У большинства шторных затворов прохождение щели вдоль кадрового окна длится 1/25—1/20 сек. За это время изображение объекта съемки на пленке сместится на большую величину, чем при съемке с центральным затвором, и получится хотя и резким, но с некоторыми нарушениями формы объекта, а именно: если изображение движется в ту же сторону, что и щель шторки, то оно получится несколько растянутым, а если в противоположную сторону — то несколько сжатым.

По этой причине при съемке, например, быстро движущегося автомобиля его колеса на снимке иногда получаются не круглыми, а овальными. Таким же получается изображение летящего в воздухе футбольного мяча. Правда, подобные явления имеют место не так уж часто; они возникают только при съемке моментов очень быстрого движения и в большинстве случаев не очень сильно заметны на снимках, поэтому этот порок шторных затворов не следует считать существенным, но иметь его в виду следует.

N.B. Существует несколько версий того, кто же изобрел затвор. Необходимо упомянуть изобретение российским фотографом и исследователем С. Г. Юрковским в 1882 году моментального затвора, а в 1883-м — шторно-щелевого (затвора при пластинке); необходимость в них возникла с ростом светочувствительности новых сухих бромосеребряных желатиновых фотоматериалов. Возможность очень коротких выдержек при помощи моментального и особенно шторного затвора надо считать большим достижением, поскольку они позволяли фотографировать и изучать отдельные стадии быстрых движений. Приоритет Юрковского в части указанных изобретений был, однако, забыт, и обычно конструкцию шторного затвора приписывают О. Аншютцу. Именно с него шторный затвор получил широкое практическое применение во многих малоформатных фотокамерах.

Читаем по теме: центральные затворы часть 2, работа фотовспышек со шторными затворами, проверка затвора при покупке старой фотокамеры.